Эффективное управление
мебельной фабрикой.
Оптимизация процессов. Внедрение ERP

UMF-Consult » Решения » Себестоимость. Рентабельность заказов

Себестоимость. Рентабельность заказов

Управление себестоимостью производства


Управление себестоимостью является ключевой задачей для любой производственной компании, т.к. в условиях "продиктованных" рынком цен на продукцию, именно себестоимость, в конечном итоге, определяет финансовый результат.

Получение актуальных данных о структуре себестоимости дает возможность работать над оптимизацией тех или иных её составляющих.

Корректно рассчитанная полная себестоимость, включающая в себя весь спектр затрат, позволяет понимать рентабельность каждой продуктовой позиции в линейке и принимать обоснованные решения в части управления ассортиментом.

Информация о себестоимости является необходимой для формирования прайс-листов. Предоставление скидок становится управляемым, что позволяет, с одной стороны обеспечить требуемую рентабельность заказа, с другой - получить больше заказов, предоставляя скидки допустимого размера.

В условиях высокой динамики цен модщным инструментом управления является т.н. "оперативная" себестоимость,  которая в отличие от "учетной", может быть рассчитана динамически, исходя из текущих цен составляющих - цен на материлы, ставок сдельной оплаты, других затрат.

В соответствии с общей тенденцией ко всё более узкой специализации компаний, данные о себестоимости производства тех или иных компонентов являются основанием для выбора между их собственным производством и заказом "на стороне".

Для компаний, выполняющих индивидуальные проекты актуальна задача получения полной себестоимости и рентабельности заказов (проектов), включая затраты на пред- и пост- производственные этапы (дизайн, конструкторскую проработку, монтаж).

Концепция себестоимости. Прямая себестоимость

Приведенная схема иллюстрирует в упрощенном виде концепцию формирования себестоимости продукции.

Прямая себестоимость формируется на основании стоимости списываемых в производство материалов, а также сумм сдельной заработной платы, начисляемой сотрудникам за выполнение соответствующих производственных операций. В случае многопередельного производства себестоимость "выхода" того или иного "передела" включает в себя себестоимость списываемых на данном этапе полуфабрикатов, рассчитанную ранее. Так, себестоимость "стола" будет полностью включать в себя себестоимость ПФ "Столешница", "Ножка", "Царга", а также стоимость операций сборки/упаковки и стоимость фурнитуры.

Полная себестоимость

Помимо прямых затрат, непосредственно и однозначно относимых на ту или иную выпускаемую продукцию, существуют т.н. "общепроизводственные" затраты (ОПЗ). В соответствии с названием такие затраты относятся к производству (или участку), в целом: расходы на электроэнергию, амортизация оборудования, з/пл мастеров участков и начальника производства и т.п. Это вызывает определенные трудности в их отнесении на себестоимость конкретных видов/партий/экземпляров продукции.

Для определения полной себестоимости продукции требуется распределение ОПЗ на выпускаемые виды продукции. Ввиду того, что решения, принимаемые на основании данных о полной себестоимости, является критически важными для компании, требования к качеству распределения чрезвычайно высоки.

Распределение ОПЗ выполняется на основании "базы", определяющей в какой доле тот или иной вид продукции будет "забирать" на себя те или иные затраты. База распределения для разных статей ОПЗ может быть разной. Так, электроэнергия может распределяться, исходя из энергоемкости производства тех или иных видов продукции, амортизация оборудования - в зависимости от машино-часов, потраченных на производство соответствующих видов продукции и т.п.

Кроме этого, ОПЗ могут иметь ограничения по "области действия". Так, з/пл мастера участка производства "фасадов" будет распределяться исключительно на себестоимость выпуска "фасадов".

В случае невозможности найти адекватную базу распределения, могут использоваться следующие "универсальные" базы:

  • пропорционально прямой себестоимости
  • пропорционально выпущенному количеству (например, з/пл контролёра ОТК - в случае относительно однородной продукции)

Понятие "полной себестоимости" не имеет четкого определения и правил расчета. В каждой компании она может иметь свою логику формирования, исходя из специфики и решаемых задач.

В некоторых случаях в расчет полной себестоимости, помимо ОПЗ, включают также общехозяйственные затраты (ОХЗ). Технически эта задача решается аналогично распределению ОПЗ, однако полезность полученных данных остается под сомнением.

"Учетная" и "оперативная" себестоимость

Материальная составляющая себестоимости продукции в информационной системе формируется, исходя из учетной стоимости списываемых на выпуск продукции материалов. Назовем такую себестоимость "учетной". Списание может выполняться в разрезе партий или по средней цене. Сдельная заработная плата входит в себестоимость в соответствии с действующими в момент выпуска ставками.

Учетная себестоимость является важной составляющей финансового учета (входит в "баланс", определяет фин.резльтат), однако имеет следующие минусы:

  • учетная стоимость материалов определяется ценой, по которой они были приобретены, что может не соответствовать текущему уровню цен
  • в случае многопередельного производства ситуация усугубляется по причине "замораживания" себестоимости в момент выпуска полуфабрикатов (как в части материалов, так и в части действовавших на тот момент ставок сдельной оплаты и прочих затрат)

Таким образом, учетная себестоимость является "исторической", что в условиях растущих цен приводит к её занижению.

Во многих случаях необходимы инструменты определения т.н. "оперативной" себестоимости, которая в динамическом режиме формируется на основании актуальных цен закупки материалов, ставок сдельных операций, стоимости прочих составляющих. В случае многопередельного производства, предполагающего выпуск промежуточных полуфабрикатов, она может рассчитываться на основании полного "дерева" ("цепочки") спецификаций.

"Оперативная" себестоимость позволяет принимать обоснованные решения как в части цен и скидок на заказные изделия, так и при формировании прайс-листов на типовую или стандартную продукцию.

Рентабельность заказов (проектов)

Для компаний, выполняющих индивидуальные проекты "полного цикла" - от дизайна и конструкторской проработки до монтажа - актуальна задача определения полной себестоимости и рентабельности заказа (проекта).

В этом случае, помимо производственной себестоимости (материалы, труд, распределенные ОПЗ) в себестоимость заказа также включаются затраты на выполнение пред- и пост- производственных этапов. К ним относятся расходы на дизайн, конструкторско-технологическую проработку, доставку, монтаж и т.п.


UMF-Consult» © 2016

Продвижение сайта - WestWebArt