Эффективное управление
мебельной фабрикой.
Оптимизация процессов. Внедрение ERP

UMF-Consult » Решения » Финансовый учет и бюджетирование

учет и бюджетирование

Управленческий финансовый учет и бюджетирование


Управленческий финансовый учет имеет целью предоставить финансовый "срез" деятельности компании. В отличие от бухгалтерского, жестко регламентированного государством, управленческий учет может быть более гибким. Детальность учета, формы отчетности призваны предоставлять сведения, необходимые топ-менеджменту и собственникам для управления компанией.

Основу финансового учета составляет учет наличных, безналичных и подотчетных денежных средств, а также ведение взаиморасчетов с различными контрагентами. Учитывается стоимость материалов и себестоимость выпускаемой продукции и полуфабрикатов. Обязательно ведется учет затрат.

Перечисленные выше составляющие, как правило, присутствуют в учете большинства компаний. Для полноценного же финансового управления требуется  получать  управленческие "отчет о прибылях и убытках" и "баланс" - основополагающие  формы финансовой отчетности. Построение таких форм требует ведения  учета всех активов компании (как оборотных, так и внеоборотных), пассивов и полного спектра затрат. Упр. фин. учет при этом должен вестись по принципу "двойной записи" по "методу начисления", о чем речь пойдет ниже.

Внедрение системы бюджетирования позволяет осуществлять финансовое планирование и контролировать исполнение планов. Платежный календарь, как средство оперативного управления денежными средствами, позволяет избежать кассовых разрывов.

Принцип "двойной записи"

Принцип "двойной записи" предполагает, что любая операция в финансовом учете отражается, как минимум, по двум разделам учета. Так, документ "Расходный кассовый ордер" при оформлении операции оплаты поставщику с одной стороны уменьшает остатки денежных средств, с другой - уменьшает нашу задолженность перед поставщиком на ту же сумму.

Такой подход обеспечивает целостность финансового учета и дополнительный контроль. Любая ошибка, сделанная в одном месте, обязательно "вылезает" в другом.

Метод начисления

Наиболее простым способом ведения упр.фин.учета является "кассовый метод", когда доходы и расходы учитываются при поступлении денег и их расходовании, соответственно. В отличие от него, "метод начисления" требует, чтобы доходы и расходы проводились в системе фин.учета в том периоде, к которому они относятся. Это позволяет более "честно" определять финансовый результат каждого периода.

Так, заработная плата (задолженность перед сотрудниками и затрата по соответствующей статье) за январь должна быть начислена январем, а не февралем, когда она фактически выплачивается. В случае существенной зависимости премий сотрудников от результатов деятельности компании (например, от продаж) это позволит в фин.отчетности каждого месяца видеть соответствующее соотношение затрат на зарплату и сумм выручки.

Внеоборотные активы

Учет стоимости внеоборотных активов (зданий, оборудования и т.п.) необходим как существенная составляющая "баланса" компании.

Амортизация - постепенное списание стоимости активов на затраты компании - с одной стороны уменьшает их балансовую стоимость, с другой - позволяет получать более "честные", не завышенные финансовые показатели деятельности.

Амортизация в упр.фин.учете может начисляться иначе, чем в регламентированном. Срок полезного использования также может быть другим. Может выполняться периодическая "переоценка" активов с целью приведения их балансовой стоимости к рыночной цене.

Учет всего спектра затрат

Учет затрат в том или ином объеме ведется в любой компании, однако для получения полной финансовой картинки требуется учитывать весь их спектр, включая:

  • амортизацию внеоборотных активов
  • курсовые/суммовые разницы по операциям с валютой
  • доходы/расходы от переоценки материальных активов
  • доходы/расходы по результатам инвентаризаций

Затраты учитываются в разрезе статей затрат. При наличии нескольких направлений бизнеса, независимый финансовый анализ результатов их деятельности требует раздельного учета затрата по видам деятельности. Общие для нескольких видов деятельности затраты могут быть распределены между ними по той или иной "базе" или оставаться общими для компании.

В некоторых случаях требуется более детализированный учет затрат в пределах той или иной статьи. Для этих целей применяется учет затрат в разрезе объектов. Так, затраты на обслуживание собственного автопарка могут учитываться в разрезе конкретных автомобилей.

Упр.фин.отчетность

Наряду с "базовыми" отчетами по денежным средствам, взаиморасчетам, затратам полноценная система финансового учета предполагает получение двух основополагающих форм отчетности: "баланса" и "отчета о прибылях и убытках".

"Баланс" показывает финансовое состояние компании на тот или иной момент времени: деньги, прочие оборотные и внеоборотные активы, дебиторская и кредиторская задолженность, источники формирования капитала (акционерный капитал, чистая прибыль).

"Отчет о прибылях и убытках" показывает финансовый результат периода, включая: сумму и себестоимость реализации товаров и услуг, затраты в разрезе статей, маржинальную и чистую прибыль. Отчет может формироваться в разрезе видов деятельности.

Следует понимать, что эта отчетность является управленческой, а значит, имеет более простую и удобную форму, чем соответствующая бухгалтерская. Строятся эти отчеты по принципам, близким к стандартам МСФО.

Бюджетирование

Бюджетирование предполагает составление финансовых планов. В первую очередь это:

  • Бюджет прибылей и убытков - план по суммам реализации и затрат в разрезе статей
  • Бюджет движения денежных средств - план поступлений и расходования денег по тем или иным направлениям

Наличие бюджетов позволяет ставить финансовые цели, отслеживать их исполнение и своевременно реагировать на возникающие отклонения.

Платежный календарь

Платежный календарь является средством оперативного управления денежными средствами. Напоминания о планируемых поступлениях денежных средств позволяют отслеживать исполнение сроков оплаты со стороны покупателей. Заблаговременное планирование исходящих платежей позволяет избежать таких неприятных явлений, как "кассовый разрыв" - дефицит средств для погашения текущей задолженности.

Особенности внедрения

Упр.фин учет и бюджетирование могут быть внедрены на базе системы "ПС:Управление Мебельной Фабрикой", имеющей все необходимые механизмы и формы. В системе предусмотрен полноценный финансовый учет по принципам "двойной записи" и "методу начисления". Методология ведения финансового учета и получаемые итоговые формы максимально близки к рекомендуемым стандартом МСФО.


UMF-Consult» © 2016

«Информация и цены, представленные на сайте, не являются публичной офертой»
«Политика в отношении обработки персональных данных»